Открытие новых LBV в галактике Местного объема NGC 1156

Яркие голубые переменные (Luminous Blue Variables, LBVs) представляют собой малочисленный тип массивных звезд, обладающих высокой светимостью и сильной фотометрической и спектральной переменностью. Прояснение природы LBV и уточнение их эволюционного статуса требует существенного расширения выборки известных и детально исследованных звезд этого типа. В галактике NGC 1156 нами обнаружены две массивные звезды с эмиссионными спектрами, которые по результатам спектроскопии и фотометрического мониторинга на 6-м телескопе САО РАН (БТА) и 2.5-м телескопе КГО ГАИШ МГУ классифицированы как яркие голубые переменные. За время проведения наблюдательной программы на БТА, направленной на поиск LBV в Местном Объеме, наша исследовательская группа обнаружила и подтвердила статус 5 LBV, тогда как всего на таких расстояниях известно около 20 звёзд этого типа. Моделирование спектральных распределений энергии и спектров двух обнаруженных LBV позволило определить их болометрические светимости (8×105 и 1.6×106 светимостей Солнца с точностью 10%), температуры фотосферы (<7000 К у менее яркой и 7900±400 К у более яркой звезды). Обе звезды имеют экстремально большие для LBV радиусы 650-680 радиусов Солнца.
Рис.1. Наблюдаемый спектр более яркой LBV в NGC 1156 (красная линия) в сравнении с наиболее подходящей моделью CMFGEN (синяя линия). Линии Fe II отмечены черными вертикальными линиями.

Y. Solovyeva, A. Kostenkov, E. Dedov, A. Vinokurov. «Wind parameters of the new LBV in NGC 1156», Proceedings of Science, accepted, 2022;
2. Y. Solovyeva, A. Vinokurov, N. Tikhonov, A. Kostenkov, K. Atapin, A. Sarkisyan, A. Moiseev, S. Fabrika, D. Oparin, A. Valeev. «Search for LBVs in the Local Volume galaxies: study of two stars in NGC 1156», Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, accepted, 2022