Астрономы Европейской южной обсерватории открыли
потенциально обитаемую планету в системе близкой звезды

15 ноября 2017 года на сайте Европейской южной обсерватории (ESO) был опубликован пресс-релиз, в котором астрономы сообщили об обнаружении экзопланеты, находящейся в системе близкой звезды Ross128.

Звезда Ross128 является красным карликом. Красные карлики обладают небольшой массой, меньше половины массы Солнца. Такие звезды имеют самую низкую температуру среди всех типов звезд, и они излучают очень мало света. Это самый распространенный по численности тип звезд. Ross128 расположена в созвездии Девы, на расстоянии около 11 световых лет от Солнечной системы. Масса этой звезды оценивается в 0.168 массы Солнца, а светимость - лишь в 0.0036 светимости Солнца. Ее возраст составляет больше 5 миллиардов лет, то есть она старше Солнечной системы.

Наблюдения в течение 11 лет, с 2005 по 2016 годы, Ross128 на инструменте HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленном на 3.6-метровом телескопе обсерватории Ла Силья (Чили), позволили европейским астрономам сделать вывод о существовании планеты, которая обращается вокруг этой звезды. В исследовании применялся метод лучевых скоростей: планета так же притягивает свою звезду, и это влияние измеряют с помощью эффекта Доплера.

Ross128b - так называется новооткрытая планета - имеет массу по меньшей мере 1.35 массы Земли. Она отстоит от родительской звезды на небольшое расстояние - 0.046 астрономической единицы (то есть 4.6% расстояния Земли от Солнца, или 6.9 миллиона километров), и поэтому совершает один полный орбитальный оборот за 9.86 суток. Но из-за тусклости родительской звезды планета получает всего лишь около 1.38 той энергии, что получает Земля от Солнца. Таким образом, Ross128b предположительно может иметь условия для существования жизни на ее поверхности. В будущем с помощью более мощных телескопов астрономы надеются отыскать биомаркеры на этой планете.
Текст оригинальной статьи доступен в архиве препринтов по адресу https://arxiv.org/abs/1711.06177. Авторы исследования: Xavier Bonfils, Nicola Astudillo-Defru, Rodrigo Diaz, Jose-Manuel Almenara, и другие.
Пресс-релиз на сайте ESO: https://www.eso.org/public/russia/news/eso1736/?lang.

Для контактов - Гадельшин Д.Р., стажер-исследователь